1) Супружеские отношения – это отношения непосредственно между мужем и женой, а родительские опосредованы ребенком. Если бы не было ребенка, то и этих отношений бы и не было. Отсюда возникает вывод о том, что в супружеских отношениях супруги сами решают согласно их договоренностям, кто из них хороший, а кто плохой. Здесь муж может сказать жене: «Ты плохая жена». А на родительском уровне это может сделать только сам ребенок. Поэтому здесь критика друг друга как родителей не имеет оснований. Очень важно, чтобы у ребенка были отношения отдельно с каждым из родителей. Если мать начинает говорить отцу о том,
как воспитывать ребенка, то она начинает образовывать отдельное «Мы» с этим ребенком и вставать между ним и отцом. Кто как себя ведет как родитель – это уже вопрос личной ответственности. В родительских отношениях каждый занимается собой как родителем.
2) Между супружескими и родительскими отношениями должна проходить четкая граница. Об этом писал Б. Хеллингер [5], отмечая, что происходящее между супругами не должно касаться детей. Тем более нельзя рассказывать об абортах, или о том, что «а папа тебя не хотел». Не надо спрашивать ребенка о том, выйти замуж или развестись. Надо поступать так, как считаете нужным. Серьезные проблемы возникают, когда кто-либо из родителей начинает вовлекать ребенка в свой конфликт с супругом. Например, мать рассказывает дочери, какой папа плохой как муж. Эту вовлеченность часто приходится замечать на консультации. Например, девушка утверждает, что ее папа был «плохой». Спрашиваю, почему? «А он постоянно пил, маме денег не давал, гулял направо и налево и т.д.»,- уверенно отвечает она. Если вслушаться, то это речь не дочери, а ее мамы как жены. Оказавшись вовлеченной в конфликт, дочь взяла на себя сторону мамы. И теперь смотрит на папу не своими глазами, а мамиными. За счет того, что супружеские и родительские уровни оказались смешанны, отрицание дочерью роли «мужа» у родителя приводит к отрицанию его в роли «отца». Плата за смешение отношений состоит в том, что эта девочка психологически теперь осталась без отца. Ее неудовлетворенное детское состояние будет приводить к тому, что, даже став взрослой, она под видом мужчины неосознанно будет искать себе нового, «хорошего» отца. Или другой пример смешения. Женщина вспомнила, как мать периодически посылала ее в детстве утихомиривать пьяного отца. Дочь служила своего рода буфером в их отношениях. Она успокаивала отца, укладывала его спать и сама иногда спала рядом с ним. Это привело к тому, что в ее детском сознании она стала воспринимать себя как младшая жена. Естественно, это не могло не иметь серьезных последствий для будущей собственной семейной жизни этой женщины.
3) Развод возможен только на супружеском уровне, но не на родительском. Наглядным примером смешивания двух подсистем является такая фраза, как: «Когда мои папа и мама развелись…». Я долгое время на консультациях не обращал внимания на эту фразу, но однажды она меня здорово зацепила. Я задумался и понял, что развод возможен только у мужа и жены, а не между родителями. Страх детей при разводе заключается, прежде всего, в опасении потери одного из родителей, потому что детям трудно разделять супружеский и родительский уровень. Поэтому детям надо специально объяснять, что развод происходит как у мужа и жены, а как папа и мама они не расстанутся с ним. Путаница этих отношений создает проблему и у супругов. Это выражается в словах: «Я бы давно от нее ушел, но у нас же дети!». Поэтому специально приходится объяснять клиентам, что развод – это изменение отношений лишь на супружеском уровне, а как родители они остаются навсегда.
4) Супружеские отношения имеют приоритет над родительскими. Любовь к ребенку должна идти через любовь к партнеру. Но нередко, если в партнере что-то не ладится, то родитель начинает искать в ребенке того, что не достает. Происходит путаница: отец ищет в ребенке то, что не соответствует отношениям с супругой, тогда ребенок приходит в замешательство. Лучше, когда отец любит в ребенке себя и свою жену, также и жена – любовь к сыну идет через мужа. Папа дочке должен показывать, что он жену ценит больше, чем ее: «Вырастешь, станешь такой же красивой, как мама». Партнерские отношения должны давать силы на родительские. Но нередко на вопрос, кто вам дороже, муж или ребенок, очень многие женщины отвечают: «Конечно ребенок. Он ведь родной, а муж – чужой». Так и выстраивается вся система – на первом месте ребенок, на втором – муж, а себя помещает на третье. Для нормальных отношений эта пирамида должна быть перевернута с точностью до наоборот: на первом месте она, на втором – муж, а ребенок только на третьем месте. Может это покажется жестоким, но самопожертвование родителей для блага детей приводит к формированию у детей деструктивной, самоубийственной позиции. Потому что при самопожертвовании родителей детям предается скрытое послание «Если бы не ты», которое считается наиболее опасным для жизни. «Если бы не ты, то мы бы с твоим папой давно развелись, я бы получила высшее образование, я бы продвинулась в карьере и т.д. и т.п.» — в основе таких сообщений лежит послание «Если ты умрешь, то мне станет легче». А дети любят своих родителей и ради этой любви готовы даже умереть. Послание «Если бы не ты» закладывает бессознательную программу ребенку, чтобы умереть как можно скорее, и тогда родителям станет хорошо. Б. Отношения «Личная семья – родительская семья» Пример смешения родительской и личной семьи. Молодая женщина пришла с жалобой на мужа. Хотя он живет с ней, но продолжает поддерживать тесные отношения с мамой. Это выражается в том, что семейный бюджет он строит с учетом не только потребностей их семьи, но и материнской. Например, если он купил пылесос жене, то и маме тоже надо. Также он распоряжается и с зарплатой, половину в дом, половину маме. Это смешение происходит в случае, когда молодой человек оказывается психологически «женат» на своей матери. Такая ситуация возникает, когда для женщины в браке ребенок имеет предпочтение перед мужем. Чаще всего это приводит к разводу семьи, в этом случае «супружеские» отношения между сыном и матерью укрепляются. Если молодой человек из такой семьи женится, то жена становится «второй женой», так как первой является мама. С этой точки зрения поведение мужа вполне логично. Тот, кто в системе появляется первым, имеет приоритет над следующим, входящим в систему [5]. Поэтому для него на первом месте тоже сначала мама, а потом жена. Решением ситуации может рассмотрении супругами брака не как увеличение одной системы (материнской семьи), а как создание другой системы (своей семьи). В этом случае приоритетной становится своя семья. Тогда у молодого человека не две жены (старая и молодая), а есть и мама и жена. Различия в отношениях «Родной — Чужой» Эти виды отношений часто путают, что приводит к недоразумениям. Смешивание этих видов, например, проявляется в достаточно безобидной, на первый взгляд, фразе, что «муж – это родной человек». Но если родной, то кто: сын, отец, брат? Если такая установка присутствует, то это может привести к проблемам в сексуальной сфере. Общеизвестно, что сексуальные отношения с родственниками в нашей культуре являются сильнейшим табу. Поэтому секс с супругом-«родственником» порождает бессознательное чувство вины, и их отношения из страстных достаточно быстро переходят в нежные. Вторая проблема, возникающая в результате такого смешения – это невозможность психологического развода. Ведь с родственником нельзя развестись. Приходилось сталкиваться со случаями, когда официальный развод при наличии такой скрытой установки совершенно ничего не изменял во взаимоотношениях партнеров. Другой важный аспект связан с тем, что с родными невозможно изменить статус отношений. Чтобы мы не делали по отношению к своим родственникам, мы все равно останемся родными. Это просто факт реальности. Совсем по-другому дело обстоит с чужим. Он может быть другом, мужем, начальником и все это может меняться. С другом можно поссориться, с мужем развестись, от начальника уволиться или двинуться по служебной лестнице и самим стать его начальником. Иногда смешивание отношений «чужие-родные» приводит к тому, что у людей возникает идея о том, что надо стараться быть, например, хорошей дочерью, или матерью. Это усугубляется иногда такими родительскими выражениями, типа «Если ты будешь так себя, то ты мне не дочь». Возникает страх отвержения. Но родственные отношения не зависят от поступков. Как бы себя дочь не вела, все равно она останется родной дочерью. А чужие отношения – это то, может измениться. Чем же муж отличается от отца? На такой внешне простой вопрос клиенты очень часто не могут найти ответ. В этом случае возникает ловушка «двойной роли». Для решения этой проблемы иногда необходимо целое исследование, чтобы развести роль мужа от роли отца. Важный диагностический момент – если у человека в этом месте проблема, то эта задача ему практически не под силу. Те отличия, которые он называет, часто бывают непринципиальные. Например, отец больше заботиться, больше любит и т.д. В результате консультационной практики удалось выявить несколько принципиальных отличий мужа от отца. К ним относятся следующие: это чужой человек, с ним заключается договор, с ним можно развестись, если этот договор не выполняется. Но если муж чужой, то как же с ним вместе жить? Думаю, что когда мы говорим об отношениях с чужими людьми, необходимо ввести еще одно измерение – «далекие — близкие». Как чужие, так и родные могут быть далекими и близкими. Получается, что муж – это чужой, но близкий человек. Близкий – но не родной. Практика консультирования показывает, что это измерение «далекий-близкий» может осознаваться уже во взрослом состоянии и является признаком зрелости человека. Отсутствие такого разделения возможно связано с тем, что в детстве обычно ребенка воспитывают с такой установкой, что родные – это безопасно, а чужих надо бояться. Слово «родной» становится синонимом «близкий», а «чужой» — «далеким». В итоге у ребенка возникает идея о том, что близкие отношения могут быть только с родными. Поэтому, согласно этой детской логике, чтобы сформировать близкие отношения с чужим, то надо сначала с ним «породниться» Это смешение и вызывает впоследствии невротизацию отношений. Потом появляется еще более родной человек, ребенок. И тогда уже можно «безнаказанно» на него обрушить всю свою любовь. Взрослый, в отличие от ребенка может включать третий вид отношений – «чужие, но близкие». Если говорить о супругах, то в этом искусство спасения отношений от скуки и умирания – сближаться с чужим, но не делать его родным.
Заключение В данной статье предлагается подход, позволяющий сориентироваться во всем многообразии человеческих отношений. Если добавить к этому, что кроме внешних человеческих отношений существуют внутренние
отношения человека к самому себе, то можно мысленно представить существование целой вселенной, огромного мира отношений. И хотя этот мир невидим, но в нем существуют свои законы и правила. Чтобы не только выжить в этом мире, а быть успешным и счастливым, необходимо знать эти законы. И первое, что надо сделать – это научиться различать возможные виды и уровни человеческих отношений. Мое основное предположение заключается в том, что проблемы в отношениях возникают тогда, когда смешиваются в одно различные уровни отношений. Соответственно, решением проблемы заключается в дифференцировании, разделении различных уровней отношений. В этой статье я рассматривал отношения с точки зрения выделения возможных видов и уровней. В качестве основных уровней отношений я буду выделять социальные (конвенциональные), эмоциональные (неконвенциональные), сексуальные (интимные). Из видов отношений мной были рассмотрены рабочие, супружеские, родительские, родственные. Конечно, у каждого из нас есть свой личный опыт отношений с другими людьми. Я тоже предлагаю свое виденье мира человеческих отношений, исходя из своей консультативной практики психолога. Использование метода дифференцирования может быть еще одним инструментом консультанта для разрешения проблем в сфере человеческих отношений.
Петрушин Сергей Владимирович – факультет психологии Казанского государственного университета, доцент, к.пс.н. Адрес для связи: 420034, Казань, ул.Тверская 9, кв.42 Тел. (843) 5444-784, 8 9033 41 36 11(моб). Эл. почта:
spv2003@inbox.ru СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 1994. 2. Берне Э. Психология секса. Как достичь гармонии в любви. –Екатеринбург.: Из-во «ЛИТУР», 2001. 3. Калинаускас И.Н. Жить надо. – СПб.: Изд-во «Медуза», 1994. 4. Кон И.С. Социология личности. – М.:Политиздат, 1967. 5. Хеллингер Б. Порядки любви: разрешение семейно-системных конфликтов и их противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 6. Фромм Э. Искусство любви. -Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990.