Блог,  Транзактный анализ,  транзактный анализ

Транзактный анализ

Что такое транзактный анализ?

Транзактный анализ — это теория личности и систематическая психотерапия для роста и изменения личности.

Теория личности показывает, как люди устроены психологически.

Транзактный анализ показывает как устроена наша психика, как устроены психологически.

Вы сразу понимает в какой части вашей личности находится проблема.

Обычно проблемы повторяется снова и снова — это называется концепция жизненного сценария.

Жизненный сценарий — это набор ранних (0-7 лет) детских решений о себе, о других и о мире в целом, которые мы принимаем на основании опыта  взаимодействия с родителями и другими значимыми людьми.

Способ, которым человек проживает свою жизнь, основанным на детском решении, о себе, о других и о мире в целом.

Эти решения являются глобальными и остаются неизменными на протяжении всей жизни.

Если уровень дискомфорта и проблем в жизни зашкаливает — стоит обратиться к терапевту, чтобы понять и решить свою проблемы — увидеть точный сюжет и драму сценария, рассмотреть финальную сцену и изменить её на конструктивную.

Цель сценарного анализа — остановить этот спектакль и поставить вместо него лучший. © Эрик Бёрн.

Освободить человека от необходимости переживать одни и те же травмирующие события и помочь ему найти новый путь и новые решения.

Идеология транзактного анализа (введенная Клодом Штайнером)

1. Люди от рождения являются душевно здоровыми.

Принятие позиции «Я-ОК — Ты-ОК» необходимо для успешного излечения, а так же для эмоционального и социального благополучия любого человека.

2. Переживая эмоциональные затруднения, люди остаются разумными.

Полноценными и способными понять суть своей проблемы, её причины и, при наличии адекватной помощи, решить её.

3. Любые эмоциональные затруднения разрешимы.

При условии верного подхода и адекватных знаний.

Существует 4 жизненные позиции, из которых формируются сценарии:

Я-ОК — мир-ОК

Если мир хорош, то я — нормален и достоин любви.

Я — способный, достойный.

Другие также достойны любви.

Я-ОК — мир Не-ОК

Я — ОК.

Но мир (люди) вокруг откликаются на меня редко или не так как мне нужно.

Во взрослом состоянии люди думают, чувствуют и ведут себя так, что ни на кого нельзя положиться.

Я должен контролировать мир и все проверять.

Мир-ОК — я Не-ОК

У других людей масса достоинств.

Но я никому не интересен, они меня опередили во всем, и никто не захочет общаться со мной.

Меня никто не полюбит.

Я-не ОК — мир Не-ОК.

Суицидальные тенденции.

Важно помочь выйти из этого состояния.

Бесполезность мира и отношений.

Бессмысленность жизни, депрессивное состояние.

Потеря смысла жизни.

Жизненные позиции определяют сценарий жизни, т. е. выбранный способ жить и взаимодействовать с окружающим миром для удовлетворения своих потребностей.

Последовательность взаимодействия между людьми, которые имеют начало и конец, и содержат скрытый мотив — это психологические игры, «кривой» способ удовлетворить свои потребности.

Люди играют в игры, чтобы получить выигрыш — и подтвердить жизненную позицию.

Существует 3 степени игр:

1 степень

  • Когда нам интересно рассказывать о случившимся.
  • Скрытие под «ха-ха» эмоциональное повреждение.
  • Можем скрыть и пережить эмоциональное повреждение.

2 степень

  • Нам уже не интересно рассказывать о случившемся, так как это будет социально значимым в обществе и будет обсуждать в обществе.
  • Мы не можем скрыть свое эмоциональное, физическое повреждение или потерю.
  • Суды, разводы, публичные скандалы и т.д.

3 степень

  • Здесь уже рассказывать будут о нас, так как сила чувств оказалась сильнее инстинкта самосохранения.

Что значит отыгрывать?

В концепции Психологических игр в ТА — игры буквально «запирают» личность в ее Сценарии.

Игра — это набор транзакций/взаимодействий, часто повторяющихся, внешне приятных и вежливых или обесценивающих и унижающих, но обладающих скрытой мотивацией.

Игра всегда приводит к определенному предсказуемому результату. Игру можно назвать сценарием в действии.

Это такой «кривой способ» удовлетворения своих потребностей в соответствии со Сценарными решениями и подтверждают Жизненную позицию.

А потребности как раз остаются неудовлетворенными, а игровое взаимодействие заканчиваются:

  • негативными игровыми чувствами (они называются рэкетными чувствами);
  • чувством расплаты (гнев, разочарование, досада), так как подтверждается сценарное убеждение о неспособности получать удовольствие в отношениях;
  • или как подтверждение раннего решения о том, что мужчины не надежны, а женщины «всегда хитры и обманывают».

Ещё много разных Сценарных решений мы найдем в процессе работы.

Мы анализируем игры, используя инструмент ТА — это драматический треугольник (Стивена Карпманна).

Есть вопросы? Напишите мне:
Введите адрес вашей почты.
Оставьте номер или id вашего мессенджера.